История Nike Air Max. Эволюция видимого воздуха. Часть 1
История создания легендарной технологии Nike Air Max.

Технология Nike Air была изобретена инженером NASA Фрэнком Руди. В середине 70-х годов он обратился в компанию Nike, предложив им свою разработку – полиуретановую емкость с воздухом, которая вкладывалась в подошву и давала амортизирующий эффект. Изобретение не произвело должного впечатления на руководство фирмы и Фрэнку отказали. Отказали ему и во всех других компаниях, в которые обращался. Спустя некоторое время отчаявшийся Руди вернулся в Nike и в этот раз был более настойчив, добившись, наконец, того, чтобы его идее уделили должное внимание. После долгих проб и ошибок концепция Руди нашла свое применение в модели Air Tailwind. В 1978 году Nike произвели революцию в мире бега, выпустив Air Tailwind — первые в мире кроссовки с воздушной подушкой в качестве амортизатора, тем самым дав индустрии бега мощный толчок вперед. Но настоящий переворот случился спустя декаду, когда за дизайн спортивной обуви взялся Тинкер Хэтфилд.
В середине 80-х Тинкер Хэтфилд, уже работая в компании, переключился с архитектурных задач на дизайн. «Когда я работал над дизайнами кроссовок, я всегда думал о том, что воздушная подушка — это полная мистика для всех, кроме нас, создателей. Людям, может, и нравилась наша обувь, но они никак не ассоциировали её с производительностью», — вспоминал дизайнер. «Мы интересовались у людей, что же они думают о технологии Air, и получали совершенно разные отзывы. Многие и не знали, что сказать, так как они не могли увидеть, как технология работает. Воздушная капсула была интегрирована в кроссовок, но была абсолютно закрыта для глаз. Прорыв случился именно тогда, когда были выпущены Nike Air Max с видимым воздухом» - говорит Тинкер. В 1985 году, во время деловой поездки в Париж, Хэтфилд, архитектор по образованию, впервые открывает для себя здание Национального Центра культуры и искусства имени Жоржа Помпиду. Видимые коммуникации — окна, тоннели, лестницы, лифты и эскалаторы — вдохновили дизайнера на создание первой модели Air Max. Хэтфилд предложил революционную инновацию - сделать "окно" в подошве, чтобы подчеркнуть ключевую характеристику Air Max - воздушную подушку. «Если мы буквально вырежем часть материала в средней части подошвы и выставим на обозрение воздушную прослойку, тогда люди смогут понять концепцию нашей обуви» — сказал он. Кто-то верил в успех этой идеи, кто-то же не понимал ее и отрицал. Но вот, работая бок о бок с дизайнером Марком Паркером (ныне генеральным директором компании Nike), они создают первые прототипы, образцы и, наконец, финальную модель. Безумная идея, над которой многие посмеивались, превратилась в обувь, которая навсегда изменила ход истории и представление об инновациях и стиле.
И вот этот день настал. 26 марта 1987 года Nike представили всему миру Air Max 1, первые в мире кроссовки с видимой воздушной подушкой, которые навсегда изменили историю компании, представление о дизайне кроссовок, моде и стиле.

Капсулу с воздухом стало видно благодаря специальному «окну», расположенному в подошве кроссовка в области пятки. Когда кроссовки Nike Air Max 1 увидели свет, они произвели фурор. В период с июня 1987-го по май 1988-го было продано более миллиона пар. Кроссовки моментально стали классикой спортивного и промышленного дизайна, а также определили развитие технологии видимого воздуха на последующие годы и изменили беговую индустрию. Технология подробно объяснялась в масштабной рекламной кампании. В телевизионном рекламном ролике Nike Air Max звучала песня The Beatles «Revolution». Прошло 29 лет — это до сих пор единственный случай, когда трек легендарной ливерпульской группы был использован на телевидении в коммерческой рекламе.
Инновация, придуманная компанией Nike, представляет собой специальные капсулы из прочного полимерного материала, расположенные в подошве кроссовок и содержащие сильно сжатый воздух. Основное назначение этого новшества — поглощать ударные нагрузки во время контакта ноги с опорой при беге или прыжках. Отличительная изюминка именно данной модели — возможность самому увидеть капсулу с воздухом. Применение прозрачного материала добавляет кроссовкам шарма, делая их уникальными.
Эволюция технологии Nike Air Max с 1987 года до наших дней.
1988 - Nike Air Stab

В 1988 году выходят кроссовки Nike Air Stab. Они не в полной мере относятся к линейке Air Max, хотя тоже используют технологию видимого воздуха. Предназначаются Air Stab для бегунов с гипер- и гипопронацией, которым важна поддержка стопы. Это первая модель с использованием Footbridge Device — cпециальной технологии, позволяющей замедлить и максимально точно проконтролировать скорость пронации, предохраняющей стопы бегуна от ударной нагрузки во время бега по асфальту. Пронация, естественное поведение стопы, нужна телу человека при беге или ходьбе для того, чтобы смягчить в шесть-восемь раз превышающую собственный вес ударную нагрузку, а также поддержать равновесие при приземлении и отталкивании. Технология Footbridge (в виде специальной пластины с профильными деталями) располагалась между верхней частью подошвы и ее серединой. Как правило, ее невозможно было ощутить до того момента, как придет понимание идеального и выверенного шага. В кроссовках Nike Air Stab впервые технология Footbridge была реализована вместе с технологией видимого воздуха. Как результат, Air Stab стали самыми устойчивыми и легкими кроссовками на момент появления на рынке.
1989 - Nike Air Max Light

Эта модель стала известна как Air Max II, появившись в продаже два года спустя после релиза оригинальных Air Max. «Если вы посмотрите на историю Air Max, особенно с 1987 по 1993 годы, то увидите, что одна из главных особенностей, которая отличала одну модель от другой, была в размере воздушной подушки, увеличивавшей свой объём от предыдущей к последующей модели и использовавшей меньше пены в подошве кроссовка. Пена со временем разрушается, а воздух — нет», — говорит Дэвид Форланд, директор направления амортизационных технологий Nike, а также один из самых первых специалистов, начавших работать над совершенствованием технологии Air еще в 1985 году. После появления первой модели в 1987-м вектор развития платформы Air Max был задан на все последующие годы: от модели к модели инженеры и дизайнеры старались сделать кроссовки легче предшественников, а для этого нужно было больше «воздуха». В Air Max Light появилась ещё одна подушка в передней части кроссовка. Они стали легче, отсюда и слово «Light» в названии. Дополнительно уменьшала вес и подошва из двух материалов: полиуретана в пятке и легкого филона в передней части. В 2007 году полиуретан заменили на более легкую и технологичную пену EVA и еще сильнее облегчили кроссовки. Помимо задачи уменьшить вес воздушной подушки в этой модели, дизайнеры столкнулись с проблемой — полиуретановые элементы подошвы и капсула с воздухом не очень хорошо соединялись между собой. Эта проблема была решена только через два года. Тем не менее, сходство с Nike Air Max 1987 видно невооруженным глазом, хотя модель имеет и свои особенные детали — воздушную сетку со специальной перфорацией, сетку, позволяющую усилить циркуляцию воздуха в кроссовке, а также укрепления из термопластика в верхней части кроссовка и средней части шнуровки для того, чтобы шнуровать кроссовки максимально удобно в зависимости от ширины стопы. В отличие от предшественника, эти элементы делали кроссовок более комфортным, дышащим и лёгким, при этом сохраняя все достоинства предыдущей модели, а пластиковые детали уже отсылали к следующей иконе Nike — Air Max 1990. Air Max Light впоследствии выросли в отдельную беговую линейку, которая шла на одном уровне с ключевыми беговыми моделями Triax и Tailwind, существовавшую до 1998 года. Air Max Light также оказались первыми из кроссовок семьи Air Max, представленных в Европе.
1990 - Nike Air Max 90

Спустя 3 года после выхода первой модели с видимой подушкой Air, Nike представили новую — Air Max III. В 2000 году, после юбилейного переиздания, эта модель приобрела привычное теперь название Air Max 90 по году выпуска. «Бегуны — консервативные люди. Они не очень любят, чтобы их обувь слишком часто менялась, особенно если с ней все в порядке» - говорил Тинкер Хэтфилд. И он не стал шокировать потребителя чем-то безумно новым. Вдохновением для модели послужил все тот же центр Жоржа Помпиду, но уже в контексте цвета и деталей. Архитектурное образование дизайнера проявляется в этой модели сильнее всех остальных беговых проектов: рамка вокруг подушки и детали, похожие на окна, контрастная яркая гамма, утончающаяся к носу кроссовка черная кожаная вставка, кричащая с полки, что этот кроссовок обозначает «скорость». Красная рамка на подошве оригинальной модели подчеркивает увеличенный размер подушки Air. Немаловажным внешним отличием от предыдущих моделей стало то, что высота подошвы увеличилась для создания дополнительной амортизации. В шнуровке этой модели впервые появились вставки multi-lace, позволяющие шнуровать кроссовки по-разному, в зависимости от особенностей подъема и толщины подъема стопы бегуна. Основная задача Тинкера Хэтфилда во время работы над этой моделью — подчеркнуть подушку и сделать ее более заметной. К кроссовку добавились необычные пластиковые детали, которых, к слову, можно насчитать всего семь. Дополнительный акцент на боковых сторонах подошвы, а также оригинальное цветовое решение в бело-черно-серой гамме вместе с инфракрасным были специально выбраны для того, чтобы придать визуальный объем толщине единственной воздушной подушки — в этой модели она стала ещё больше, благодаря чему за Air Max 90 было закреплено неофициальное название «Big Window». Среди других особенностей кроссовок можно отметить узор протектора на подошве, который стал сложнее и массивнее впервые за всю историю беговой индустрии. Двухуровневая система шнуровки наследуется из Air Max Light. Агрессивный силуэт и контрастная цветовая гамма привлекли к кроссовку массовое внимание. C появлением Air Max 90 начался массовый выход беговых кроссовок на улицу — эта модель cтановится очень популярной среди молодежных субкультур Европы, в то время как американская субкультурная молодежь в своем большинстве предпочитает баскетбольные кроссовки, в том числе и очень популярные Nike Air Force 1.
1991 - Nike Air Max 180

Более 12 лет компания создавала кроссовки с воздушной подушкой для достижения максимального комфорта атлетов и ажиотажа на полках спортивных магазинов. Воздушный баллон был видим, но настолько большим и заметным он стал только в 1991 году вместе с выходом беговых Air 180. Над этой моделью работали одновременно два легендарных дизайнера Nike, каждый из которых на тот момент не просто обладал выдающейся репутацией. По сути, именно Тинкер Хэтфилд и Брюс Килгор сделали Nike звучным именем в мире спорта. В результате экспериментов над системой Nike Air появляется модель Air Max 180 — первые в мире кроссовки с обзорной воздушной капсулой в 180 градусов, которая к тому же являлась была продолжением подошвы со своим уникальным узором протектора. Кроссовки обладали ещё большей амортизацией при меньшем весе и беспрецедентным уровнем защиты от ударной нагрузки. Но самое главное — эта разработка задала направление развитию инноваций Air Max на последующие два десятилетия. Новая воздушная подушка не была привычным баллоном, замурованным в подошву кроссовка между стелькой и подметкой — она стала полноценной частью подошвы которая соприкасалась с землей. Система Air Max была достаточно жесткой и износостойкой, чтобы стать полноценной частью подметки. Помимо технических свойств — амортизации и поддержки, новая подушка идеально подходила для того, чтобы сделать ее видимой на 180 градусов. Для этого дизайнеры использовали прозрачную «кристальную» резину. Возможно, это не звучит как прорыв в дизайне и технологии, но создание самого материала Air 180 стало огромным шагом к дальнейшим инновациям. Дизайнеры не стали перегружать силуэт лишними деталями, используя неопрен и легкую замшу в чистых, светлых, канонических цветах беговой обуви того времени. Все внимание было сфокусировано на заднике, баллон Air выделили ярким ультракрасным цветом на подошве, расфокусировали внимание светлой полосой, обрамили яркой пластиковой деталью пятку и увенчали синим лого «Swoosh». Именно такой предстала оригинальная пара Air Max 180 в расцветке ультрамарин. Тем не менее, заметными Air Max 180 стали не столько благодаря инновации, понятной только специалистам, атлетам и любителям кроссовок, сколько благодаря огромной рекламной кампании. Сейчас уже никого не увидишь подобными масштабными проектами, в которых участвуют известные художники. Но рекламный запуск Air Max 180 считается особенным, так как в кампании спортивного бренда на телевидении и в печатных изданиях впервые засветились представители мира искусства. Разработало ее агентство Weiden + Kennedy, создавшие знаменитую рекламу «Just do it». Помимо классических журнальных разворотов с изображением кроссовок и описанием их преимуществ Nike пошли дальше и пригласили художников из пяти разных стран сделать свои версии постеров, посвященных новым Air Max. Самым известным автором стал Ральф Стедман, представлявший Великобританию. Помимо него в кампании поучаствовали Такенобу Игараси (Япония), Чарльз Андерсон (США) и другие. Но и этого было мало. В телевизионной кампании появился режиссер Дэвид Кроненберг с инопланетной фантастический историей, экранизацией которой занимались Industrial Light & Magic, более известные как LucasArts. Еще один интересный факт: игроки сборной США были замечены в расцветке AM 180 «конкорд» во время Летних Олимпийских Игр в Барселоне 1992 года. Особую популярность кроссовкам помогает получить и легендарный Майкл Джордан, оказавшийся среди игроков. А баскетболист Чарльз Баркли, также игрок сборной, отыграл весь турнир в баскетбольной модели Air Force с технологией Air 180.
1992 - Nike Air Max BW

Эта модель кроссовок Air Max получает приставку BW, которую наследует от неофициального названия Nike Air Max 90. BW – означает Big Window, «большое окно» – увеличенное по сравнению с предыдущими моделями «окно», открывающее капсулу с видимым воздухом. Cама капсула действительно становится намного больше, а задняя часть кроссовка получает дополнительное укрепление в виде пластиковой детали для более комфортной фиксации стопы. В последующие годы выйдет огромное количество цветовых решений этой модели, но изначальная палитра OG Persian Violet станет классикой.
1993 - Nike Air Max 93

Эта модель стала одной из любимых у ее создателя — Тинкер Хэтфилд называет ее «классическим дизайном». Она стала «гимном» технологии Air с точки зрения дизайна — еще более увеличенная воздушная подушка, расширенная во всю область пятки на 270 градусов, также была сделана видимой и впервые цветной (первый использованный цвет после классического белого — голубой). Сделать подушку видимой именно на 270 градусов позволила новая технология формовки, позаимствованная у «выдуваемых» форм пластиковых бутылок. Помимо того, что кроссовки стали обеспечивать стопе улучшенную амортизацию благодаря масштабной и увеличенной подушке, имитирующей пузыри, интересным отличием этой модели от предыдущих стал дизайн, созданный под влиянием Air Huarache, который также использовал систему «внутреннего носка» из неопрена внутри корпуса кроссовка и помог укрепить пяточную область стопы.
1994 - Nike Air Max 94(Squared)

Air Max 1994 стали гармоничным продолжением истории Air Max 1993 — в них используется одна и та же подошва. Верх кроссовка стал более консервативным по сравнению с предыдущим годом — исчез неопрен из Air Huarache, и силуэт начал напоминать ранние модели линейки. Особенностью модели стала четырёхкамерная воздушная подушка, которая в этот раз содержала в два раза больше воздуха, чем Air Max 1993, за что модель получила неофициальное название Air Max2, или Air Max Squared — Air Max в квадрате. В новой подушке действовали две системы различного давления воздуха. Инженеры и дизайнеры Nike отталкивались в первую очередь от своих исследований, в которых считали, что при амортизации на разные области пятки распределяется разное давление. Соответственно, две наружные капсулы в модели были представлены в более жестком, твёрдом решении для сохранения устойчивости стопы, а две внутренние капсулы были смягчены для мягкой и комфортной амортизации. Технология также была в дальнейшем адаптирована под цели других видов спорта, включая баскетбол. Разработки в Air Max2 стали еще одним шагом к отказу от применения пены в подошве, что уменьшало её объём и вес. Такой шаг был эволюционным — он вёл дизайнеров к подошве, состоящей только из воздушных капсул по всей своей длине.
1995 - Nike Air Max 95

Кроссовки Nike Air Max 95 стали очередным революционным и очень смелым решением в индустрии спортивной обуви, нарушающим традиции абсолютно во всём. Концепция и дизайн были разработаны Серджио Лозано, который вдохновился анатомией человеческого тела. Это первые кроссовки «органической» формы: структурированная система шнуровки и петли — это ребра, боковые детали — это мышцы, задняя часть пятки и подошва — это позвоночник, сетка — это имитация кожи. «В первый раз, когда я работал над 95-ми, это было невероятно круто!», – вспоминает Лозано. «В то время я не работал над дизайном беговой обуви, но меня попросили взяться за этот проект, поскольку у команды было желание рискнуть и привлечь молодого и наивного дизайнера, чтобы я попытался создать что-то совершенно новое, со взглядом в будущее». Подошва кроссовок снова была усовершенствована. Теперь видимая воздушная подушка находилась не только в области пятки, но и в носовой части стопы, что обеспечивало ещё больший комфорт и устойчивость во время бега. Air Max 95 стали первыми кроссовками, подошва которых приобрела черный цвет, тем самым став логическим продолжением дизайна верхней части.
1996 - Nike Air Max 96

Оставшись немного в тени Air Max 95 и Air Max 97, эта модель до сих пор прочно ассоциируется со своей эпохой. Подошва кроссовка с небольшими доработками наследует у Air Max 95 систему расположения двух подушек воздуха в передней (носовой) и задней (пяточной) частях. Дизайн верха кроссовка уникален и вдохновлен волнами океана, таящими в себе скрытую энергию и агрессию. Модель вышла в четырёх цветовых версиях. Структура дизайна Nike Air Max 1996 была взята за основу в Nike Air Max 180 '96 (2007) и Nike Air Max 96 Evolve (2012).

1997 - Nike Air Max 97

Это первая модель в семействе Air Max, в которой использовалась система видимого воздуха по всей стопе без ограничений и в которой она стала обозримой со всех сторон. Air Max 97 также известны упрочненной конструкцией тканевого верха, а три динамичные линии в виде светоотражающих полосок и общий футуристический дизайн символизируют японский высокоскоростной пассажирский поезд — «синкансэн». Это единственные кроссовки Air Max, в дизайне верха которых использовалась металлическая сетка. Первоначальная серебряно-металлическая цветовая гамма стала самой популярной расцветкой. Вероятно, из-за своего футуристического дизайна на пике развития рейв-культуры эта модель получила особое внимание со стороны фанатов электронной музыки, преимущественно в европейских странах. Также большой популярностью пользовалась у голландских футбольных фанатов и габберов, любителей диджитал хардкора. В Японии модель получает признание в мире уличной и высокой моды, так как страна в этот период переживает очередную поп-культурную революцию.
1998 - Nike Air Max 98

В Nike Air Max 1998 впервые использовалась инновационная технология Tuned Air, которая равномерно и индивидуально поддерживала с помощью самостоятельных воздушных подушек конкретные области стопы в разных местах. «Tuned Air совместила механику и амортизацию Air, как если бы технологии Air Max и Nike Shox работали вместе. Добавив механические амортизаторы в виде полусфер к средней части воздушной подушки, мы лучше стабилизировали кроссовок. У каждой полусферы толщина стенок была специально подобрана, чтобы контролировать сжатие этой области подошвы» говорит Дэвид Форланд, директор направления амортизационных технологий Nike. В совокупности с каркасом из резиновых полусфер, cегменты низкого давления приспособлены к специфике размещения в области пятки, обеспечивая амортизацию, одинаково эффективную для разных спортстменов и различных видов спорта. Полусферы Tuned Air, произведенные из упругого и очень гибкого материала, реагируют на сжатие, мгновенно распрямляясь, что обеспечивает мягкий бег и ровное распределение нагрузки. Другой особенностью этой модели можно назвать дополнительные петли для шнурков, которые обеспечивали уверенность и больший комфорт cтопе. Air Max 98 вышли в 1998 году в двух разных дизайнах. Дизайн этой модели вышел весной 1998 года.
1998 - Nike Air Max Plus(TN)

Nike Air Max Plus были изданы в нескольких ярких цветовых решениях осенью 1998 года, их дизайн был эксклюзивно разработан для сети магазинов кроссовок Foot Locker. Модель вышла ограниченным тиражом и приобрела большую популярность в Великобритании и во Франции.
1999-2001 - Nike Alpha Project: Nike Air Max 1999, Nike Air Max 2000, Nike Air Max 2001


Технология Nike Air была изобретена инженером NASA Фрэнком Руди. В середине 70-х годов он обратился в компанию Nike, предложив им свою разработку – полиуретановую емкость с воздухом, которая вкладывалась в подошву и давала амортизирующий эффект. Изобретение не произвело должного впечатления на руководство фирмы и Фрэнку отказали. Отказали ему и во всех других компаниях, в которые обращался. Спустя некоторое время отчаявшийся Руди вернулся в Nike и в этот раз был более настойчив, добившись, наконец, того, чтобы его идее уделили должное внимание. После долгих проб и ошибок концепция Руди нашла свое применение в модели Air Tailwind. В 1978 году Nike произвели революцию в мире бега, выпустив Air Tailwind — первые в мире кроссовки с воздушной подушкой в качестве амортизатора, тем самым дав индустрии бега мощный толчок вперед. Но настоящий переворот случился спустя декаду, когда за дизайн спортивной обуви взялся Тинкер Хэтфилд.
В середине 80-х Тинкер Хэтфилд, уже работая в компании, переключился с архитектурных задач на дизайн. «Когда я работал над дизайнами кроссовок, я всегда думал о том, что воздушная подушка — это полная мистика для всех, кроме нас, создателей. Людям, может, и нравилась наша обувь, но они никак не ассоциировали её с производительностью», — вспоминал дизайнер. «Мы интересовались у людей, что же они думают о технологии Air, и получали совершенно разные отзывы. Многие и не знали, что сказать, так как они не могли увидеть, как технология работает. Воздушная капсула была интегрирована в кроссовок, но была абсолютно закрыта для глаз. Прорыв случился именно тогда, когда были выпущены Nike Air Max с видимым воздухом» - говорит Тинкер. В 1985 году, во время деловой поездки в Париж, Хэтфилд, архитектор по образованию, впервые открывает для себя здание Национального Центра культуры и искусства имени Жоржа Помпиду. Видимые коммуникации — окна, тоннели, лестницы, лифты и эскалаторы — вдохновили дизайнера на создание первой модели Air Max. Хэтфилд предложил революционную инновацию - сделать "окно" в подошве, чтобы подчеркнуть ключевую характеристику Air Max - воздушную подушку. «Если мы буквально вырежем часть материала в средней части подошвы и выставим на обозрение воздушную прослойку, тогда люди смогут понять концепцию нашей обуви» — сказал он. Кто-то верил в успех этой идеи, кто-то же не понимал ее и отрицал. Но вот, работая бок о бок с дизайнером Марком Паркером (ныне генеральным директором компании Nike), они создают первые прототипы, образцы и, наконец, финальную модель. Безумная идея, над которой многие посмеивались, превратилась в обувь, которая навсегда изменила ход истории и представление об инновациях и стиле.
И вот этот день настал. 26 марта 1987 года Nike представили всему миру Air Max 1, первые в мире кроссовки с видимой воздушной подушкой, которые навсегда изменили историю компании, представление о дизайне кроссовок, моде и стиле.

Капсулу с воздухом стало видно благодаря специальному «окну», расположенному в подошве кроссовка в области пятки. Когда кроссовки Nike Air Max 1 увидели свет, они произвели фурор. В период с июня 1987-го по май 1988-го было продано более миллиона пар. Кроссовки моментально стали классикой спортивного и промышленного дизайна, а также определили развитие технологии видимого воздуха на последующие годы и изменили беговую индустрию. Технология подробно объяснялась в масштабной рекламной кампании. В телевизионном рекламном ролике Nike Air Max звучала песня The Beatles «Revolution». Прошло 29 лет — это до сих пор единственный случай, когда трек легендарной ливерпульской группы был использован на телевидении в коммерческой рекламе.
Инновация, придуманная компанией Nike, представляет собой специальные капсулы из прочного полимерного материала, расположенные в подошве кроссовок и содержащие сильно сжатый воздух. Основное назначение этого новшества — поглощать ударные нагрузки во время контакта ноги с опорой при беге или прыжках. Отличительная изюминка именно данной модели — возможность самому увидеть капсулу с воздухом. Применение прозрачного материала добавляет кроссовкам шарма, делая их уникальными.
Эволюция технологии Nike Air Max с 1987 года до наших дней.
1988 - Nike Air Stab

В 1988 году выходят кроссовки Nike Air Stab. Они не в полной мере относятся к линейке Air Max, хотя тоже используют технологию видимого воздуха. Предназначаются Air Stab для бегунов с гипер- и гипопронацией, которым важна поддержка стопы. Это первая модель с использованием Footbridge Device — cпециальной технологии, позволяющей замедлить и максимально точно проконтролировать скорость пронации, предохраняющей стопы бегуна от ударной нагрузки во время бега по асфальту. Пронация, естественное поведение стопы, нужна телу человека при беге или ходьбе для того, чтобы смягчить в шесть-восемь раз превышающую собственный вес ударную нагрузку, а также поддержать равновесие при приземлении и отталкивании. Технология Footbridge (в виде специальной пластины с профильными деталями) располагалась между верхней частью подошвы и ее серединой. Как правило, ее невозможно было ощутить до того момента, как придет понимание идеального и выверенного шага. В кроссовках Nike Air Stab впервые технология Footbridge была реализована вместе с технологией видимого воздуха. Как результат, Air Stab стали самыми устойчивыми и легкими кроссовками на момент появления на рынке.
1989 - Nike Air Max Light

Эта модель стала известна как Air Max II, появившись в продаже два года спустя после релиза оригинальных Air Max. «Если вы посмотрите на историю Air Max, особенно с 1987 по 1993 годы, то увидите, что одна из главных особенностей, которая отличала одну модель от другой, была в размере воздушной подушки, увеличивавшей свой объём от предыдущей к последующей модели и использовавшей меньше пены в подошве кроссовка. Пена со временем разрушается, а воздух — нет», — говорит Дэвид Форланд, директор направления амортизационных технологий Nike, а также один из самых первых специалистов, начавших работать над совершенствованием технологии Air еще в 1985 году. После появления первой модели в 1987-м вектор развития платформы Air Max был задан на все последующие годы: от модели к модели инженеры и дизайнеры старались сделать кроссовки легче предшественников, а для этого нужно было больше «воздуха». В Air Max Light появилась ещё одна подушка в передней части кроссовка. Они стали легче, отсюда и слово «Light» в названии. Дополнительно уменьшала вес и подошва из двух материалов: полиуретана в пятке и легкого филона в передней части. В 2007 году полиуретан заменили на более легкую и технологичную пену EVA и еще сильнее облегчили кроссовки. Помимо задачи уменьшить вес воздушной подушки в этой модели, дизайнеры столкнулись с проблемой — полиуретановые элементы подошвы и капсула с воздухом не очень хорошо соединялись между собой. Эта проблема была решена только через два года. Тем не менее, сходство с Nike Air Max 1987 видно невооруженным глазом, хотя модель имеет и свои особенные детали — воздушную сетку со специальной перфорацией, сетку, позволяющую усилить циркуляцию воздуха в кроссовке, а также укрепления из термопластика в верхней части кроссовка и средней части шнуровки для того, чтобы шнуровать кроссовки максимально удобно в зависимости от ширины стопы. В отличие от предшественника, эти элементы делали кроссовок более комфортным, дышащим и лёгким, при этом сохраняя все достоинства предыдущей модели, а пластиковые детали уже отсылали к следующей иконе Nike — Air Max 1990. Air Max Light впоследствии выросли в отдельную беговую линейку, которая шла на одном уровне с ключевыми беговыми моделями Triax и Tailwind, существовавшую до 1998 года. Air Max Light также оказались первыми из кроссовок семьи Air Max, представленных в Европе.
1990 - Nike Air Max 90

Спустя 3 года после выхода первой модели с видимой подушкой Air, Nike представили новую — Air Max III. В 2000 году, после юбилейного переиздания, эта модель приобрела привычное теперь название Air Max 90 по году выпуска. «Бегуны — консервативные люди. Они не очень любят, чтобы их обувь слишком часто менялась, особенно если с ней все в порядке» - говорил Тинкер Хэтфилд. И он не стал шокировать потребителя чем-то безумно новым. Вдохновением для модели послужил все тот же центр Жоржа Помпиду, но уже в контексте цвета и деталей. Архитектурное образование дизайнера проявляется в этой модели сильнее всех остальных беговых проектов: рамка вокруг подушки и детали, похожие на окна, контрастная яркая гамма, утончающаяся к носу кроссовка черная кожаная вставка, кричащая с полки, что этот кроссовок обозначает «скорость». Красная рамка на подошве оригинальной модели подчеркивает увеличенный размер подушки Air. Немаловажным внешним отличием от предыдущих моделей стало то, что высота подошвы увеличилась для создания дополнительной амортизации. В шнуровке этой модели впервые появились вставки multi-lace, позволяющие шнуровать кроссовки по-разному, в зависимости от особенностей подъема и толщины подъема стопы бегуна. Основная задача Тинкера Хэтфилда во время работы над этой моделью — подчеркнуть подушку и сделать ее более заметной. К кроссовку добавились необычные пластиковые детали, которых, к слову, можно насчитать всего семь. Дополнительный акцент на боковых сторонах подошвы, а также оригинальное цветовое решение в бело-черно-серой гамме вместе с инфракрасным были специально выбраны для того, чтобы придать визуальный объем толщине единственной воздушной подушки — в этой модели она стала ещё больше, благодаря чему за Air Max 90 было закреплено неофициальное название «Big Window». Среди других особенностей кроссовок можно отметить узор протектора на подошве, который стал сложнее и массивнее впервые за всю историю беговой индустрии. Двухуровневая система шнуровки наследуется из Air Max Light. Агрессивный силуэт и контрастная цветовая гамма привлекли к кроссовку массовое внимание. C появлением Air Max 90 начался массовый выход беговых кроссовок на улицу — эта модель cтановится очень популярной среди молодежных субкультур Европы, в то время как американская субкультурная молодежь в своем большинстве предпочитает баскетбольные кроссовки, в том числе и очень популярные Nike Air Force 1.
1991 - Nike Air Max 180

Более 12 лет компания создавала кроссовки с воздушной подушкой для достижения максимального комфорта атлетов и ажиотажа на полках спортивных магазинов. Воздушный баллон был видим, но настолько большим и заметным он стал только в 1991 году вместе с выходом беговых Air 180. Над этой моделью работали одновременно два легендарных дизайнера Nike, каждый из которых на тот момент не просто обладал выдающейся репутацией. По сути, именно Тинкер Хэтфилд и Брюс Килгор сделали Nike звучным именем в мире спорта. В результате экспериментов над системой Nike Air появляется модель Air Max 180 — первые в мире кроссовки с обзорной воздушной капсулой в 180 градусов, которая к тому же являлась была продолжением подошвы со своим уникальным узором протектора. Кроссовки обладали ещё большей амортизацией при меньшем весе и беспрецедентным уровнем защиты от ударной нагрузки. Но самое главное — эта разработка задала направление развитию инноваций Air Max на последующие два десятилетия. Новая воздушная подушка не была привычным баллоном, замурованным в подошву кроссовка между стелькой и подметкой — она стала полноценной частью подошвы которая соприкасалась с землей. Система Air Max была достаточно жесткой и износостойкой, чтобы стать полноценной частью подметки. Помимо технических свойств — амортизации и поддержки, новая подушка идеально подходила для того, чтобы сделать ее видимой на 180 градусов. Для этого дизайнеры использовали прозрачную «кристальную» резину. Возможно, это не звучит как прорыв в дизайне и технологии, но создание самого материала Air 180 стало огромным шагом к дальнейшим инновациям. Дизайнеры не стали перегружать силуэт лишними деталями, используя неопрен и легкую замшу в чистых, светлых, канонических цветах беговой обуви того времени. Все внимание было сфокусировано на заднике, баллон Air выделили ярким ультракрасным цветом на подошве, расфокусировали внимание светлой полосой, обрамили яркой пластиковой деталью пятку и увенчали синим лого «Swoosh». Именно такой предстала оригинальная пара Air Max 180 в расцветке ультрамарин. Тем не менее, заметными Air Max 180 стали не столько благодаря инновации, понятной только специалистам, атлетам и любителям кроссовок, сколько благодаря огромной рекламной кампании. Сейчас уже никого не увидишь подобными масштабными проектами, в которых участвуют известные художники. Но рекламный запуск Air Max 180 считается особенным, так как в кампании спортивного бренда на телевидении и в печатных изданиях впервые засветились представители мира искусства. Разработало ее агентство Weiden + Kennedy, создавшие знаменитую рекламу «Just do it». Помимо классических журнальных разворотов с изображением кроссовок и описанием их преимуществ Nike пошли дальше и пригласили художников из пяти разных стран сделать свои версии постеров, посвященных новым Air Max. Самым известным автором стал Ральф Стедман, представлявший Великобританию. Помимо него в кампании поучаствовали Такенобу Игараси (Япония), Чарльз Андерсон (США) и другие. Но и этого было мало. В телевизионной кампании появился режиссер Дэвид Кроненберг с инопланетной фантастический историей, экранизацией которой занимались Industrial Light & Magic, более известные как LucasArts. Еще один интересный факт: игроки сборной США были замечены в расцветке AM 180 «конкорд» во время Летних Олимпийских Игр в Барселоне 1992 года. Особую популярность кроссовкам помогает получить и легендарный Майкл Джордан, оказавшийся среди игроков. А баскетболист Чарльз Баркли, также игрок сборной, отыграл весь турнир в баскетбольной модели Air Force с технологией Air 180.
1992 - Nike Air Max BW

Эта модель кроссовок Air Max получает приставку BW, которую наследует от неофициального названия Nike Air Max 90. BW – означает Big Window, «большое окно» – увеличенное по сравнению с предыдущими моделями «окно», открывающее капсулу с видимым воздухом. Cама капсула действительно становится намного больше, а задняя часть кроссовка получает дополнительное укрепление в виде пластиковой детали для более комфортной фиксации стопы. В последующие годы выйдет огромное количество цветовых решений этой модели, но изначальная палитра OG Persian Violet станет классикой.
1993 - Nike Air Max 93

Эта модель стала одной из любимых у ее создателя — Тинкер Хэтфилд называет ее «классическим дизайном». Она стала «гимном» технологии Air с точки зрения дизайна — еще более увеличенная воздушная подушка, расширенная во всю область пятки на 270 градусов, также была сделана видимой и впервые цветной (первый использованный цвет после классического белого — голубой). Сделать подушку видимой именно на 270 градусов позволила новая технология формовки, позаимствованная у «выдуваемых» форм пластиковых бутылок. Помимо того, что кроссовки стали обеспечивать стопе улучшенную амортизацию благодаря масштабной и увеличенной подушке, имитирующей пузыри, интересным отличием этой модели от предыдущих стал дизайн, созданный под влиянием Air Huarache, который также использовал систему «внутреннего носка» из неопрена внутри корпуса кроссовка и помог укрепить пяточную область стопы.
1994 - Nike Air Max 94(Squared)

Air Max 1994 стали гармоничным продолжением истории Air Max 1993 — в них используется одна и та же подошва. Верх кроссовка стал более консервативным по сравнению с предыдущим годом — исчез неопрен из Air Huarache, и силуэт начал напоминать ранние модели линейки. Особенностью модели стала четырёхкамерная воздушная подушка, которая в этот раз содержала в два раза больше воздуха, чем Air Max 1993, за что модель получила неофициальное название Air Max2, или Air Max Squared — Air Max в квадрате. В новой подушке действовали две системы различного давления воздуха. Инженеры и дизайнеры Nike отталкивались в первую очередь от своих исследований, в которых считали, что при амортизации на разные области пятки распределяется разное давление. Соответственно, две наружные капсулы в модели были представлены в более жестком, твёрдом решении для сохранения устойчивости стопы, а две внутренние капсулы были смягчены для мягкой и комфортной амортизации. Технология также была в дальнейшем адаптирована под цели других видов спорта, включая баскетбол. Разработки в Air Max2 стали еще одним шагом к отказу от применения пены в подошве, что уменьшало её объём и вес. Такой шаг был эволюционным — он вёл дизайнеров к подошве, состоящей только из воздушных капсул по всей своей длине.
1995 - Nike Air Max 95

Кроссовки Nike Air Max 95 стали очередным революционным и очень смелым решением в индустрии спортивной обуви, нарушающим традиции абсолютно во всём. Концепция и дизайн были разработаны Серджио Лозано, который вдохновился анатомией человеческого тела. Это первые кроссовки «органической» формы: структурированная система шнуровки и петли — это ребра, боковые детали — это мышцы, задняя часть пятки и подошва — это позвоночник, сетка — это имитация кожи. «В первый раз, когда я работал над 95-ми, это было невероятно круто!», – вспоминает Лозано. «В то время я не работал над дизайном беговой обуви, но меня попросили взяться за этот проект, поскольку у команды было желание рискнуть и привлечь молодого и наивного дизайнера, чтобы я попытался создать что-то совершенно новое, со взглядом в будущее». Подошва кроссовок снова была усовершенствована. Теперь видимая воздушная подушка находилась не только в области пятки, но и в носовой части стопы, что обеспечивало ещё больший комфорт и устойчивость во время бега. Air Max 95 стали первыми кроссовками, подошва которых приобрела черный цвет, тем самым став логическим продолжением дизайна верхней части.
1996 - Nike Air Max 96

Оставшись немного в тени Air Max 95 и Air Max 97, эта модель до сих пор прочно ассоциируется со своей эпохой. Подошва кроссовка с небольшими доработками наследует у Air Max 95 систему расположения двух подушек воздуха в передней (носовой) и задней (пяточной) частях. Дизайн верха кроссовка уникален и вдохновлен волнами океана, таящими в себе скрытую энергию и агрессию. Модель вышла в четырёх цветовых версиях. Структура дизайна Nike Air Max 1996 была взята за основу в Nike Air Max 180 '96 (2007) и Nike Air Max 96 Evolve (2012).

1997 - Nike Air Max 97

Это первая модель в семействе Air Max, в которой использовалась система видимого воздуха по всей стопе без ограничений и в которой она стала обозримой со всех сторон. Air Max 97 также известны упрочненной конструкцией тканевого верха, а три динамичные линии в виде светоотражающих полосок и общий футуристический дизайн символизируют японский высокоскоростной пассажирский поезд — «синкансэн». Это единственные кроссовки Air Max, в дизайне верха которых использовалась металлическая сетка. Первоначальная серебряно-металлическая цветовая гамма стала самой популярной расцветкой. Вероятно, из-за своего футуристического дизайна на пике развития рейв-культуры эта модель получила особое внимание со стороны фанатов электронной музыки, преимущественно в европейских странах. Также большой популярностью пользовалась у голландских футбольных фанатов и габберов, любителей диджитал хардкора. В Японии модель получает признание в мире уличной и высокой моды, так как страна в этот период переживает очередную поп-культурную революцию.
1998 - Nike Air Max 98

В Nike Air Max 1998 впервые использовалась инновационная технология Tuned Air, которая равномерно и индивидуально поддерживала с помощью самостоятельных воздушных подушек конкретные области стопы в разных местах. «Tuned Air совместила механику и амортизацию Air, как если бы технологии Air Max и Nike Shox работали вместе. Добавив механические амортизаторы в виде полусфер к средней части воздушной подушки, мы лучше стабилизировали кроссовок. У каждой полусферы толщина стенок была специально подобрана, чтобы контролировать сжатие этой области подошвы» говорит Дэвид Форланд, директор направления амортизационных технологий Nike. В совокупности с каркасом из резиновых полусфер, cегменты низкого давления приспособлены к специфике размещения в области пятки, обеспечивая амортизацию, одинаково эффективную для разных спортстменов и различных видов спорта. Полусферы Tuned Air, произведенные из упругого и очень гибкого материала, реагируют на сжатие, мгновенно распрямляясь, что обеспечивает мягкий бег и ровное распределение нагрузки. Другой особенностью этой модели можно назвать дополнительные петли для шнурков, которые обеспечивали уверенность и больший комфорт cтопе. Air Max 98 вышли в 1998 году в двух разных дизайнах. Дизайн этой модели вышел весной 1998 года.
1998 - Nike Air Max Plus(TN)

Nike Air Max Plus были изданы в нескольких ярких цветовых решениях осенью 1998 года, их дизайн был эксклюзивно разработан для сети магазинов кроссовок Foot Locker. Модель вышла ограниченным тиражом и приобрела большую популярность в Великобритании и во Франции.
1999-2001 - Nike Alpha Project: Nike Air Max 1999, Nike Air Max 2000, Nike Air Max 2001

Комментарии
Обращаем Ваше внимание на то, что Ваш комментарий пройдёт премодерацию на предмет нарушения правил пользования блогом
Комментировать...
0